Актуальные новости

    Распечатать

Новая правовая конструкция для венчурных проектов предполагает участие нотариуса

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, направленный на создание эффективного и прозрачного механизма реализации венчурных инвестиций. Участие нотариуса в регулировании отношений между инвесторами и собственниками компаний будет гарантировать защиту прав и интересов всех участников. Для этого законопроект предполагает внесение изменений в целый ряд законодательных актов, в том числе в Основы законодательства РФ о нотариате.

Разработчиками проекта выступают комитет Госдумы по финансовому рынку и Фонд развития интернет-инициатив. Они считают, что предлагаемые изменения в законодательстве будут способствовать общему росту инвестиций в малый и средний бизнес. Венчурные инвестиции — рискованное вложение капитала, поскольку они финансируют большей частью стартапы или растущие компании, занимающиеся разработкой или производством новых, преимущественно высокотехнологичных товаров и услуг. Традиционно в обмен на финансирование инвесторам предлагается доля в компании, предполагая, что доход предприятия будет выше среднего на рынке. Но зачастую успех инновационного проекта сложно просчитать, и инвестор рискует потерять вложенные деньги, если продукт или услуга компании не будут востребованы на рынке.

Проблемы инвестирования в венчурные проекты, прежде всего в высокотехнологичные компании, обсуждались 11 марта 2020 года на встрече Президента Российской Федерации с ведущими российскими инвесторами, в ходе которой участники дискуссии отметили необходимость развития условий и механизмов венчурного инвестирования в российскую экономику. Одним из наиболее эффективных и востребованных способов венчурного инвестирования в России и во всем мире выступает договор конвертируемого займа, заключаемый между компанией и инвестором. При заключении такого договора компания привлекает заем у инвестора с условием, что к определенному сроку она либо вернет деньги с процентами, либо передаст инвестору долю в капитале (акции). Чаще всего право выбора того или иного способа исполнения обязательства предоставляется инвестору-кредитору.

В настоящий момент в российском законодательстве отсутствует механизм правового регулирования договора конвертируемого займа, что приводит к очевидным проблемам для инвесторов. Для заключения такого договора применяются совершенно разные правовые конструкции, например, договор не с хозяйственным обществом, а с его участником, либо дополнительный корпоративный договор с юридическим лицом, реализующим венчурный проект, и т.д. В этом случае риски для инвестора, компании или её участника растут, в результате чего 35% сделок совершается в иностранных юрисдикциях. По экспертным опросам Фонда развития интернет-инициатив в случае появления в российском законодательстве механизмов, обеспечивающих баланс интересов инвесторов и компаний-реципиентов, до 90% сделок перейдут в российскую юрисдикцию.

Для решения вышеописанных проблем в предложенном законопроекте сформулировано понятие договора конвертируемого займа, по которому займодавец (кредитор) имеет право вместо возврата займа и процентов потребовать от хозяйственного общества (инвестируемой компании) разместить займодавцу дополнительные доли (акции) или, увеличив номинальную стоимость доли, передать ему доли в компании в соответствии с договором. В этом случае бизнес-проект может получить заёмный капитал от инвестора даже на стадии разработки. В свою очередь инвестор, вложившийся в проект на ранней стадии, может получить долю в капитале компании с учетом принятых рисков, либо потребовать возврата вложенных средств при негативном развитии событий.

В законопроекте также прописаны условия и порядок заключения договора конвертируемого займа. Заключение такого договора должно быть единогласно одобрено всеми участниками компании-заёмщика, и его одобрение считается решением об увеличении уставного капитала заемщика. Договор вступает в силу после регистрации выпуска акций, что исключает возможность недобросовестного поведения участников общества-заёмщика. После выпуска акции будут зачислены регистратором на счёт инвестора-кредитора по его требованию. Если от компании-заемщика поступят возражения, то размещение акций будет выполнено по решению суда в пользу кредитора согласно договору конвертируемого займа.

В соответствии с законопроектом договоры конвертируемого займа не могут заключаться с публичными хозяйственными обществами, а также с кредитными или страховыми организациями. И если объектом инвестирования является общество с ограниченной ответственностью, то функции регистратора при заключении и исполнении договора конвертируемого займа выполняет нотариус. Договор конвертируемого займа с обществом с ограниченной ответственностью подлежит нотариальному удостоверению. Это полностью соответствует существующему законодательству, учитывая, что одобрение такого договора приравнивается к решению ООО об увеличении уставного капитала, которое уже сейчас обязательно удостоверяется нотариусом.

Удостоверив договор, нотариус направляет его в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, то есть ФНС, заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о заключенном договоре конвертируемого займа, в том числе об инвесторе-займодавце и размере доли в уставном капитале общества, которую он может получить. По требованию кредитора о передаче ему доли (увеличении доли) в уставном капитале ООО, нотариус направляет заявление, содержащее сведения об увеличении уставного капитала общества, а также иную необходимую информацию в Федеральную налоговую службу, если до истечения установленного срока не поступили возражения со стороны ООО.

Выполнение нотариусом функции регистратора договора конвертируемого займа, если компанией-заёмщиком выступает общество с ограниченной ответственностью, обеспечит повышенную защиту прав и интересов сторон соглашения. Нотариус является независимым высококвалифицированным юристом, действующим от имени государства, осуществляющим правовую экспертизу документов и оказывающих юридическую консультацию в рамках совершения каждого нотариального действия. Нотариус обеспечивает защиту сторон договорных правоотношений от возможных злоупотреблений и предотвращает возможные мошеннические действия со стороны недобросовестных участников гражданского оборота. Он устанавливает личности сторон соглашения, проверяет соответствие их воли и волеизъявления, а также разъясняет правовые последствия совершаемой сделки. Благодаря этому договаривающиеся стороны защищены от правовой неосведомленности относительно совершаемых ими юридически значимых действий, а оформление их правоотношений отвечает всем правовым гарантиям.

Таким образом, предложенное законопроектом регулирование венчурных инвестиций состоит в том, что оно отвечает интересам, как инвестора, так и компании-реципиента, а также снимает многие риски, которые существуют в настоящее время, обеспечивая возможность конвертации долга в капитал. Венчурные инвестиции существенно стимулируют появление и развитие высокотехнологичных производств, что способствует обеспечению того самого рывка в экономике, о котором говорил Президент России. Со своей стороны нотариат готов выполнять функции регистратора договоров конвертируемого займа, что обеспечит надежность такого договора, защиту прав его сторон, достоверность сведений, передаваемых в государственные реестры, и стабильность гражданского оборота.

Другие материалы по теме

Правовые вопросы семейных отношений поможет решить нотариус

Информация о порядке работы нотариальных контор в период ограничительных мер

Нотариат расширяет сотрудничество для реализации новых IT-проектов в рамках «Цифровой экономики»

Поделиться
  • Меры поддержки граждан и организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

    В условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции государством реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, профилактику и лечение заболевания, а также социально-экономическую поддержку граждан и организаций, отраслей российской экономики. На федеральном и региональном уровне разрабатываются и принимаются законодательные пакеты, предусматривающие меры по поддержке доходов населения, малого и среднего бизнеса, отраслей экономики, признанных наиболее пострадавшими из-за распространения коронавирусной инфекции, фармацевтического и медицинского производства, системообразующих предприятий, а также меры, направленные на снижение административной нагрузки и непроизводительных издержек бизнеса.

    Прежде всего, значительное внимание уделяется вопросам поддержки доходов населения, имеющих детей. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 № 652 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 09.04.2020 № 474» определен порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 01.04.2017 по 01.01.2020, и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет. В частности, ежемесячная выплата в размере 5000 рублей будет предоставлена за апрель – июнь 2020 года лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что такое право возникло у них до 01.07.2020, а также гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 01.04.2017 по 01.01.2020, на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство Российской Федерации. На федеральном уровне также приняты и другие нормативные правовые акты, направленные на поддержку граждан и организаций.

    На территории Саратовской области также принимаются нормативные правовые акты, направленные на поддержку семей с детьми. Так, согласно Закону Саратовской области от 23.04.2020 № 31-ЗСО «Об особенностях выплаты пособия на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области, и сохранения статуса многодетной семьи» выплата пособия продлевается или возобновляется по 31.10.2020 (при отсутствии оснований для прекращения выплаты пособия с более ранней даты, предусмотренных абзацем первым части 4 и частью 5 статьи 8 Закона Саратовской области «О пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области») на основании документов, содержащихся в личных делах получателей пособия, без представления получателями пособия заявления о продлении выплаты пособия. При возобновлении выплаты пособия получателям пособия выплачиваются не полученные ими суммы пособия за все время, в течение которого выплата пособия была приостановлена.

    Более подробно с мерами государственной поддержки граждан и организаций можно ознакомиться на сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее – Управление) по ссылке https://to64.minjust.ru/ru/covid-19, где можно найти обобщенную информацию, размещенную на официальных Интернет-ресурсах Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

    В рамках реализации контрольно-надзорных полномочий в отношении некоммерческих организаций Управление информирует о следующих изменениях законодательства Российской Федерации, направленных на защиту прав организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» из Плана проверок некоммерческих организаций на 2020 год Управлением исключено 45 некоммерческих организаций. Соответствующая информация об исключении проверок из Плана на 2020 год направлена в адрес некоммерческих организаций и размещена на сайте Управления. С Планом проверок на 2020 год и внесенными в него изменениями можно ознакомиться на сайте Управления по ссылке https://to64.minjust.ru/ru/plan2020.

    Также одной из дополнительные мер, направленных на защиту прав некоммерческих организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, является продление срока предоставления некоммерческими организациями отчетности до 01.06.2020 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2020 № 505 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212».

  • 07 ноября 2019 года в помещении Саратовской областной нотариальной палаты состоялось заседание Комиссии по приему экзамена у лиц, претендующих на должность стажера

    К экзамену для выявления уровня подготовки лиц, претендующих на должность стажера (далее – экзамен) допущены 35 претендентов:

    1. Уварова Юлия Алексеевна, 07.02.1996 г.р.
    2. Шавенко Анастасия Алексеевна, 18.12.1994 г.р.
    3. Луконина Александра Викторовна, 26.06.1986 г.р.
    4. Алменова Динара Жафяровна, 02.11.1987 г.р.
    5. Дремлюга Алексей Михайлович, 25.03.1986 г.р.
    6. Сенкин Александр Сергеевич, 25.06.1990 г.р.
    7. Степанов Виталий Владимирович, 09.02.1975 г.р.
    8. Вавилова Ирина Владимировна, 12.10. 1996 г.р.
    9. Янбеков Марат Жамилевич, 21.01.1987 г.р.
    10. Беспалова Мария Владимировна, 20.09.1995 г.р.
    11. Хрусталев Юрий Владимирович, 18.01.1994 г.р.
    12. Слинько Татьяна Сагитовна, 28.01.1985 г.р.
    13. Оганан Эмма Григорьевна,08.11.1990 г.р.
    14. Ильенко Светлана Станиславовна, 19.06.1984 г.р.
    15. Абдуллаева Ангелина Андреевна, 14.09.1994 г.р.
    16. Мушарапова Рината Шамильевна, 28.07.1992 г.р.
    17. Панина Екатерина Алексеевна, 02.02.1992 г.р.
    18. Чхитаури Елена Владимировна, 13.01.1972 г.р.
    19. Михальчев Дмитрий Анатольевич, 13.11.1976 г.р.
    20. Носков Вячеслав Александрович, 25.02.1972 г.р.
    21. Ряснянская Дарья Игоревна, 24.09.1986 г.р.
    22. Савина Анна Вячеславовна, 18.11.1983 г.р.
    23. Чудасова Анастасия Владимировна,16.06.1994 г.р.
    24. Гаврилов Александр Сергеевич, 01.02.1995 г.р.
    25. Глебова Анжелика Радиковна, 20.09.1991 г.р.
    26. Горбушина Анжелика Петровна, 19.11.1981 г.р.
    27. Татьянина Ирина Александровна, 19.09.1983 г.р.
    28. Тарабрин Денис Геннадьевич,02.09.1989 г.р.
    29. Белолипцева Вера Викторовна, 24.05.1978 г.р.
    30. Нидзиева Наталья Николаевна, 25.11.1983 г.р.
    31. Гринько Елена Владимировна, 29.09.1989 г.р.
    32. Воронова Галина Анатольевна, 23.08.1973 г.р.
    33. Кузьмин Ильнур Алиевич, 12.09.1987 г.р.
    34. Болгова Татьяна Александровна, 14.10.1982 г.р.
    35. Шип Алия Рашидовна, 22.10.1983 г.р.

    Из них не явились:

    - Уварова Юлия Алексеевна, 07.02.1996 г.р.
    - Абдуллаева Ангелина Андреевна, 14.09.1994 г.р.
    - Михальчев Дмитрий Анатольевич, 13.11.1976 г.р.
    - Савина Анна Вячеславовна, 18.11.1983 г.р.
    - Нидзиева Наталья Николаевна, 25.11.1983 г.р.
    - Гринько Елена Владимировна, 29.09.1989 г.р.
    - Шип Алия Рашидовна, 22.10.1983 г.р.

    По результатам проведения экзамена наибольшее количество баллов набрали следующие претенденты:

    1. Татьянина Ирина Александровна, 19.09.1983 г.р.
    2. Сенкин Александр Сергеевич, 25.06.1990 г.р.
    3. Мушарапова Рината Шамильевна, 28.07.1992 г.р.
    4. Гаврилов Александр Сергеевич, 01.02.1995 г.р.
    5. Горбушина Анжелика Петровна, 19.11.1981 г.р.
    6. Шавенко Анастасия Алексеевна, 18.12.1994 г.р.
    7. Алменова Динара Жафяровна, 02.11.1987 г.р.
    8. Воронова Галина Анатольевна, 23.08.1973 г.р.
    9. Вавилова Ирина Владимировна, 12.10. 1996 г.р.
    10. Ильенко Светлана Станиславовна, 19.06.1984 г.р.
    11. Чхитаури Елена Владимировна, 13.01.1972 г.р.
    12. Носков Вячеслав Александрович, 25.02.1972 г.р.
    13. Беспалова Мария Владимировна, 20.09.1995 г.р.
    14. Луконина Александра Викторовна, 26.06.1986 г.р.
    15. Болгова Татьяна Александровна, 14.10.1982 г.р.

      В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.06.2015 № 151 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» (далее – Порядок) лицам, успешно сдавшим экзамен для выявления уровня подготовки лиц, претендующих на должность стажера необходимо явиться в Саратовскую областную нотариальную палату для заключения трудового договора по постоянному месту работы.

      О дате заключения договора будет сообщено дополнительно.
      Для заключения трудового договора при себе необходимо будет иметь подлинники и копии следующих документов:
    -паспорт;
    -трудовая книжка;
    -диплом с приложением;
    -военный билет или иной документ воинского учета (например, приписное свидетельство);
    -СНИЛС;
    -ИНН;
    -справка о доходах по форме 2-НДФЛ (при наличии детей до 18 лет и до 24 лет если учатся на дневном отделении);
    -документ о семейном положении (свидетельство о браке, свидетельство о рождении при наличии детей, справка об инвалидности ближних родственников и т.п.).
    - фотография (3*4).

Издательский центр
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2020
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2020
Право каждого — № 1 (71) 2020
Нотариальный вестник — № 04-05 (Апрель-Май) 2020
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2020
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2020
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2019
Нотариальный вестник — № 11 (Ноябрь) 2019
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2019

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.