Справочная
    Распечатать

Нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Уставами субъектов РФ, Основами законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.

Нотариальные действия в России совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые при совершении нотариальных действий обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

В соответствии со статьей 2 Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) на должность нотариуса в Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Соответствующим актом является Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденный приказом Минюста России от 21 июня 2000 г. N 179 и решением Правления ФНП от 26 мая 2000 г (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 названного Порядка (в ред. приказа Минюста России от 18 августа 2008 г. N 174) для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Минюста России в субъекте (субъектах) РФ и нотариальной палатой субъекта РФ.

Как установлено в п. 3 названного Порядка, лицо допускается к стажировке, если оно:

  • является гражданином РФ;
  • имеет высшее юридическое образование, полученное в России и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в России в установленном порядке;
  • обладает необходимым уровнем подготовки.

Этим же пунктом установлено, что для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, проводится экзамен.

Согласно пункту 4 названного Порядка не менее чем за два месяца до даты проведения экзамена в общедоступных местах в помещениях территориального органа Минюста России и нотариальной палаты вывешиваются следующие информационные материалы о предстоящей стажировке:

  • требования, предъявляемые к кандидатам на должность стажера нотариуса;
  • количество должностей стажеров;
  • сроки, время, место приема и перечень документов, необходимых для сдачи экзамена;
  • дата, время, место и порядок проведения экзамена;
  • перечень вопросов, включаемых в экзаменационные билеты;
  • кандидатуры руководителей стажировки;
  • дата начала стажировки.

В соответствии со статьей 3 Основ нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности.

Лицензия на право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.

Создание и деятельность квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, регламентирует статья 4 Основ.

Порядок создания и деятельности квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, а также порядок допуска и порядок проведения квалификационного экзамена определен в Положении о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденном приказом Минюста России от 14 апреля 2000 г. N 132 и решением ФНП от 20 марта 2000 г. (далее – Положение).

Согласно п.17 указанного Положения информационные материалы о сроках, времени, месте приема и перечне документов, необходимых для сдачи квалификационного экзамена; требованиях, предъявляемых к лицам, желающим сдать квалификационный экзамен; дате, времени и месте проведения квалификационного экзамена; перечне теоретических вопросов, включаемых в экзаменационные билеты; порядке обжалования решений комиссии вывешиваются в общедоступных местах в помещениях территориального органа и нотариальной палаты не менее чем за два месяца до даты проведения квалификационного экзамена.

Перечень теоретических вопросов для включения в экзаменационные билеты при проведении квалификационного экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности утвержден Приказом Федеральной регистрационной службы от 5 июля 2007 г. N 143 "Об утверждении перечня теоретических вопросов".

Лицензия на право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата.

Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата.

Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.

В соответствии со статьей 12 Основ должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденным приказом Минюста РФ от 17.02.1997 года № 19-01-19-97 (далее – Положение).

В соответствии с п.3 Положения объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется территориальным органом совместно с нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях территориального органа и нотариальной палаты.

Согласно п.4 Положения к участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.

С Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденным приказом Минюста РФ от 17.02.1997 года № 19-01-19-97, Порядком прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденным приказом Минюста России от 21 июня 2000 г. N 179 и решением Правления ФНП от 26 мая 2000 г, а также Перечнем теоретических вопросов для включения в экзаменационные билеты при проведении квалификационного экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденным Приказом Федеральной регистрационной службы от 5 июля 2007 г. N 143 "Об утверждении перечня теоретических вопросов" можно ознакомиться на официальном сайте Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области в разделе «Нотариат», вход на который осуществляется через раздел «Ссылки» нашего сайта.

Об установленных законом тарифах за совершение нотариальных действий, о порядке уплаты нотариального тарифа, о льготных категориях граждан, в отношении которых законом установлены льготы по уплате тарифа и об оплате за услуги правового и технического характера, предусмотренных Основами законодательства РФ о нотариате.

Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, занимающимися частной практикой при осуществлении нотариальной деятельности, производится в соответствии со статьёй 333.24 Налогового кодекса РФ и статьёй 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате (ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате).

В соответствии с подп.3 п.1ст.333.18 НК РФ оплата тарифа за совершение нотариальных действий осуществляется при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий.

Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц при совершении нотариальных действий, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, предоставляются нотариусом, занимающимся частной практикой в соответствии со статьёй 333.35 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 15 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус вправе оказывать услуги правового и технического характера (составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготавливать копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий), за которые нотариус вправе взимать оплату. Взимание оплаты за вышеуказанные услуги производится согласно статье 23 Основ законодательства РФ о нотариате, которой установлено, что источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Информацию о суммах оплаты за услуги правового и технического характера можно получить у нотариуса при обращении за совершением нотариального действия.

Размер указанных сумм зависит от объема и сложности оказанных нотариусом услуг.

За нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальной конторы, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в полтора раза (подп.1 п.1 статьи 333.25 Налогового кодекса РФ статья, 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы.

Поделиться
  • Меры поддержки граждан и организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

    В условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции государством реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, профилактику и лечение заболевания, а также социально-экономическую поддержку граждан и организаций, отраслей российской экономики. На федеральном и региональном уровне разрабатываются и принимаются законодательные пакеты, предусматривающие меры по поддержке доходов населения, малого и среднего бизнеса, отраслей экономики, признанных наиболее пострадавшими из-за распространения коронавирусной инфекции, фармацевтического и медицинского производства, системообразующих предприятий, а также меры, направленные на снижение административной нагрузки и непроизводительных издержек бизнеса.

    Прежде всего, значительное внимание уделяется вопросам поддержки доходов населения, имеющих детей. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 № 652 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 09.04.2020 № 474» определен порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 01.04.2017 по 01.01.2020, и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет. В частности, ежемесячная выплата в размере 5000 рублей будет предоставлена за апрель – июнь 2020 года лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что такое право возникло у них до 01.07.2020, а также гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 01.04.2017 по 01.01.2020, на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство Российской Федерации. На федеральном уровне также приняты и другие нормативные правовые акты, направленные на поддержку граждан и организаций.

    На территории Саратовской области также принимаются нормативные правовые акты, направленные на поддержку семей с детьми. Так, согласно Закону Саратовской области от 23.04.2020 № 31-ЗСО «Об особенностях выплаты пособия на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области, и сохранения статуса многодетной семьи» выплата пособия продлевается или возобновляется по 31.10.2020 (при отсутствии оснований для прекращения выплаты пособия с более ранней даты, предусмотренных абзацем первым части 4 и частью 5 статьи 8 Закона Саратовской области «О пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области») на основании документов, содержащихся в личных делах получателей пособия, без представления получателями пособия заявления о продлении выплаты пособия. При возобновлении выплаты пособия получателям пособия выплачиваются не полученные ими суммы пособия за все время, в течение которого выплата пособия была приостановлена.

    Более подробно с мерами государственной поддержки граждан и организаций можно ознакомиться на сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее – Управление) по ссылке https://to64.minjust.ru/ru/covid-19, где можно найти обобщенную информацию, размещенную на официальных Интернет-ресурсах Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

    В рамках реализации контрольно-надзорных полномочий в отношении некоммерческих организаций Управление информирует о следующих изменениях законодательства Российской Федерации, направленных на защиту прав организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» из Плана проверок некоммерческих организаций на 2020 год Управлением исключено 45 некоммерческих организаций. Соответствующая информация об исключении проверок из Плана на 2020 год направлена в адрес некоммерческих организаций и размещена на сайте Управления. С Планом проверок на 2020 год и внесенными в него изменениями можно ознакомиться на сайте Управления по ссылке https://to64.minjust.ru/ru/plan2020.

    Также одной из дополнительные мер, направленных на защиту прав некоммерческих организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, является продление срока предоставления некоммерческими организациями отчетности до 01.06.2020 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2020 № 505 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212».

  • 07 ноября 2019 года в помещении Саратовской областной нотариальной палаты состоялось заседание Комиссии по приему экзамена у лиц, претендующих на должность стажера

    К экзамену для выявления уровня подготовки лиц, претендующих на должность стажера (далее – экзамен) допущены 35 претендентов:

    1. Уварова Юлия Алексеевна, 07.02.1996 г.р.
    2. Шавенко Анастасия Алексеевна, 18.12.1994 г.р.
    3. Луконина Александра Викторовна, 26.06.1986 г.р.
    4. Алменова Динара Жафяровна, 02.11.1987 г.р.
    5. Дремлюга Алексей Михайлович, 25.03.1986 г.р.
    6. Сенкин Александр Сергеевич, 25.06.1990 г.р.
    7. Степанов Виталий Владимирович, 09.02.1975 г.р.
    8. Вавилова Ирина Владимировна, 12.10. 1996 г.р.
    9. Янбеков Марат Жамилевич, 21.01.1987 г.р.
    10. Беспалова Мария Владимировна, 20.09.1995 г.р.
    11. Хрусталев Юрий Владимирович, 18.01.1994 г.р.
    12. Слинько Татьяна Сагитовна, 28.01.1985 г.р.
    13. Оганан Эмма Григорьевна,08.11.1990 г.р.
    14. Ильенко Светлана Станиславовна, 19.06.1984 г.р.
    15. Абдуллаева Ангелина Андреевна, 14.09.1994 г.р.
    16. Мушарапова Рината Шамильевна, 28.07.1992 г.р.
    17. Панина Екатерина Алексеевна, 02.02.1992 г.р.
    18. Чхитаури Елена Владимировна, 13.01.1972 г.р.
    19. Михальчев Дмитрий Анатольевич, 13.11.1976 г.р.
    20. Носков Вячеслав Александрович, 25.02.1972 г.р.
    21. Ряснянская Дарья Игоревна, 24.09.1986 г.р.
    22. Савина Анна Вячеславовна, 18.11.1983 г.р.
    23. Чудасова Анастасия Владимировна,16.06.1994 г.р.
    24. Гаврилов Александр Сергеевич, 01.02.1995 г.р.
    25. Глебова Анжелика Радиковна, 20.09.1991 г.р.
    26. Горбушина Анжелика Петровна, 19.11.1981 г.р.
    27. Татьянина Ирина Александровна, 19.09.1983 г.р.
    28. Тарабрин Денис Геннадьевич,02.09.1989 г.р.
    29. Белолипцева Вера Викторовна, 24.05.1978 г.р.
    30. Нидзиева Наталья Николаевна, 25.11.1983 г.р.
    31. Гринько Елена Владимировна, 29.09.1989 г.р.
    32. Воронова Галина Анатольевна, 23.08.1973 г.р.
    33. Кузьмин Ильнур Алиевич, 12.09.1987 г.р.
    34. Болгова Татьяна Александровна, 14.10.1982 г.р.
    35. Шип Алия Рашидовна, 22.10.1983 г.р.

    Из них не явились:

    - Уварова Юлия Алексеевна, 07.02.1996 г.р.
    - Абдуллаева Ангелина Андреевна, 14.09.1994 г.р.
    - Михальчев Дмитрий Анатольевич, 13.11.1976 г.р.
    - Савина Анна Вячеславовна, 18.11.1983 г.р.
    - Нидзиева Наталья Николаевна, 25.11.1983 г.р.
    - Гринько Елена Владимировна, 29.09.1989 г.р.
    - Шип Алия Рашидовна, 22.10.1983 г.р.

    По результатам проведения экзамена наибольшее количество баллов набрали следующие претенденты:

    1. Татьянина Ирина Александровна, 19.09.1983 г.р.
    2. Сенкин Александр Сергеевич, 25.06.1990 г.р.
    3. Мушарапова Рината Шамильевна, 28.07.1992 г.р.
    4. Гаврилов Александр Сергеевич, 01.02.1995 г.р.
    5. Горбушина Анжелика Петровна, 19.11.1981 г.р.
    6. Шавенко Анастасия Алексеевна, 18.12.1994 г.р.
    7. Алменова Динара Жафяровна, 02.11.1987 г.р.
    8. Воронова Галина Анатольевна, 23.08.1973 г.р.
    9. Вавилова Ирина Владимировна, 12.10. 1996 г.р.
    10. Ильенко Светлана Станиславовна, 19.06.1984 г.р.
    11. Чхитаури Елена Владимировна, 13.01.1972 г.р.
    12. Носков Вячеслав Александрович, 25.02.1972 г.р.
    13. Беспалова Мария Владимировна, 20.09.1995 г.р.
    14. Луконина Александра Викторовна, 26.06.1986 г.р.
    15. Болгова Татьяна Александровна, 14.10.1982 г.р.

      В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.06.2015 № 151 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» (далее – Порядок) лицам, успешно сдавшим экзамен для выявления уровня подготовки лиц, претендующих на должность стажера необходимо явиться в Саратовскую областную нотариальную палату для заключения трудового договора по постоянному месту работы.

      О дате заключения договора будет сообщено дополнительно.
      Для заключения трудового договора при себе необходимо будет иметь подлинники и копии следующих документов:
    -паспорт;
    -трудовая книжка;
    -диплом с приложением;
    -военный билет или иной документ воинского учета (например, приписное свидетельство);
    -СНИЛС;
    -ИНН;
    -справка о доходах по форме 2-НДФЛ (при наличии детей до 18 лет и до 24 лет если учатся на дневном отделении);
    -документ о семейном положении (свидетельство о браке, свидетельство о рождении при наличии детей, справка об инвалидности ближних родственников и т.п.).
    - фотография (3*4).

Издательский центр
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2020
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2020
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2020
Право каждого — № 1 (71) 2020
Нотариальный вестник — № 04-05 (Апрель-Май) 2020
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2020
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2020
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2019
Нотариальный вестник — № 11 (Ноябрь) 2019

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.