Актуальные новости

    Распечатать

Нотариус может выступить в качестве арбитра в цифровых правоотношениях

С развитием цифровых технологий появляются новые форматы экономических отношений. Такие понятия как «блокчейн», «смарт-контракт» давно вошли в обиход, а в интернете интенсивно развивается рынок новых цифровых объектов. Однако с появлением цифровых экономических отношений возникли новые риски и угрозы благосостоянию граждан и организаций. Следовательно, возникла необходимость в обеспечении законности в новом формате отношений.

Как отметил глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, «появление новых цифровых возможностей существенно упрощает нашу жизнь, но поскольку эти отношения не были урегулированы напрямую законодательством, создавались большие риски». В связи с этим был разработан и с октября вступил в силу закон «О цифровых правах», который определяет ряд новых объектов права, а также предоставляет возможность использования смарт-контрактов.

Согласно закону, «цифровое право» можно определить как волеизъявление человека, которое выражается и реализуется в электронной форме. Более предметно «цифровое право» — это код, который удостоверяет право владельца на имущество, оказание услуг, выполнение работ и тому подобное. Реализацию цифрового права позволяет осуществить новая форма сделки, смарт-контракт. Это программа, которая позволяет автоматизировать заключение и реализацию сделки. Технологической основой ее работы является информационная система распределенного хранения данных — блокчейн. Применение технологии, как предполагается, поможет повысить скорость и защищенность гражданского оборота.

Впрочем, как показывает практика, технология имеет существенные минусы. Так, отсутствие возможности внести изменения в заключенный смарт-контракт становится серьезным недостатком, если была допущена ошибка. А если первичный документ, внесенный в блокчейн, имеет пороки законности, и впоследствии оспаривается по той или иной причине, вся защищенная система теряет смысл. По сути, выражение волеизъявления с помощью смарт-контракта приравнено к простой письменной форме сделки. Следовательно, смарт-контракт приобретает и все ее недостатки.

В первую очередь, речь идет о том, что при совершении сделки, помимо возможных рисков с установлением личностей участников сторон, необходимо гарантировать, что все стороны понимают и принимают ее условия, последствия заключения сделки, и что они действительно добровольно подписывают соглашение. В российском правовом поле эти гарантии предоставляются нотариусом. Сегодня же получается, что если результаты выполнения смарт-контракта не устроили хотя бы одну из сторон, то при обращении в суд возникнут те же проблемы, что и с договором в простой письменной форме. Это сохраняет риски потери прав и имущества при возникновении спорной ситуации.

Далее, согласно закону, цифровые права существуют лишь в рамках информационной системы распределенного хранения данных — блокчейна. Это саморегулирующаяся система, и внутри нее не участвуют ни государственные органы, ни иные арбитры, то есть сами участники этой системы определяют правила и порядок осуществления деятельности. Однако уязвимости смарт-контракта дают высокую вероятность возникновения спорных ситуаций и правонарушений. К тому же нельзя исключать вероятность того, что не все участники сделки будут изначально добросовестными. В качестве способа решения проблем такого характера профессор кафедры гражданского права РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Александр Карцхия называет назначение стороннего арбитра — нотариуса, «который бы выполнял нотариальные функции в качестве гаранта, правомерности осуществления действий внутри этой информационной системы ее участниками».

Аналогичной точки зрения придерживается декан Высшей школы правоведения РАНХиГС Олег Зайцев. Олег Владимирович обращает внимание на то, что в будущем возможен переход от единичных сделок к автоматизированному гражданскому обороту посредством реестра распределенных данных. Он отмечает, что принципы независимости и децентрализации блокчейна вызывают опасения как у государства, так и у многих граждан, поскольку дают больше возможностей совершить правонарушения в цифровой среде. В условиях цифрового права Олег Владимирович предполагает, что нотариус может выступить проводником между гражданами — участниками новых цифровых отношений — и государством. Нотариат, по сути, уже выполняет такую функцию, при этом выступая гарантом соблюдения прав и интересов сторон. В то же время институт нотариата применяет самые современные цифровые технологии, что позволит ему выступить в роли «проводника» в «цифровой мир», гарантируя защиту. Таким образом, Олег Владимирович предполагает, что «...в рамках нотариата возможно соединение, с одной стороны, привлекательных аспектов инструментов цифровой экономики, с другой стороны, возможна традиционная защита прав граждан». С учетом фундаментальных правовых принципов работы нотариата, а также активной работе по интеграции в цифровой гражданский оборот «...нотариус сможет выступить оператором системы распределенных реестров, то есть, большинство имущественных реестров в сфере экономического оборота будут замыкаться на нотариусах», — заключает Олег Зайцев.

Следует отметить, что многие эксперты придерживаются мнения, что никакие информационные технологии не отменяют необходимость обеспечения безопасности и законности гражданских правоотношений. Стопроцентные гарантии невозможно обеспечить силами одной только компьютерной программы, в большинстве ситуаций необходимо персональное участие квалифицированного юриста. Как отмечает доцент кафедры гражданского процесса Уральского государственного юридического университета Игорь Ренц, «Сделку нельзя заключить в математический алгоритм, ровно также невозможно квалифицировать ее участников через компьютерный код». Поэтому роль нотариуса в эпоху цифровой экономики, многократно ускорившегося гражданского оборота, только возрастает.

Действительно, российский нотариат самостоятельно сформировал полномасштабную электронную инфраструктуру, повысившую достоверность и безопасность хранения и доступа к юридически значимым сведениям, а также скорость и качество получения нотариальных услуг. Создаются новые, «цифровые» нотариальные действия. Это позволяет использовать все гарантии нотариального удостоверения в новых, цифровых форматах, в том числе и для удостоверения цифровых сделок, чтобы обеспечить законность первичных данных, хранящихся в блокчейн. Такой подход отражает главные задачи нотариата — обеспечение бесспорности и юридической безопасности сделки и защиту интересов и прав её участников.

Конечно, блокчейн и смарт-контракт могут упростить и ускорить ряд процедур в экономических отношениях, регистрационных и административных вопросах. Однако необходимым фактором остается нормативное регулирование новых форматов и их независимый контроль от лица государства. И так же, как и в традиционных форматах гражданского оборота, в цифровых правоотношениях нотариус может выполнить эту функцию.

Другие материалы по теме

В эфире «Вести ФМ» рассказали о новом сервисе нотариата по розыску наследства

Новый цифровой сервис нотариата поможет наследникам

Новые «цифровые» инструменты для граждан и бизнеса: шесть лет Единой информационной системе нотариата

Поделиться
  • Меры поддержки граждан и организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

    В условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции государством реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, профилактику и лечение заболевания, а также социально-экономическую поддержку граждан и организаций, отраслей российской экономики. На федеральном и региональном уровне разрабатываются и принимаются законодательные пакеты, предусматривающие меры по поддержке доходов населения, малого и среднего бизнеса, отраслей экономики, признанных наиболее пострадавшими из-за распространения коронавирусной инфекции, фармацевтического и медицинского производства, системообразующих предприятий, а также меры, направленные на снижение административной нагрузки и непроизводительных издержек бизнеса.

    Прежде всего, значительное внимание уделяется вопросам поддержки доходов населения, имеющих детей. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 № 652 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 09.04.2020 № 474» определен порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 01.04.2017 по 01.01.2020, и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет. В частности, ежемесячная выплата в размере 5000 рублей будет предоставлена за апрель – июнь 2020 года лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что такое право возникло у них до 01.07.2020, а также гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 01.04.2017 по 01.01.2020, на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство Российской Федерации. На федеральном уровне также приняты и другие нормативные правовые акты, направленные на поддержку граждан и организаций.

    На территории Саратовской области также принимаются нормативные правовые акты, направленные на поддержку семей с детьми. Так, согласно Закону Саратовской области от 23.04.2020 № 31-ЗСО «Об особенностях выплаты пособия на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области, и сохранения статуса многодетной семьи» выплата пособия продлевается или возобновляется по 31.10.2020 (при отсутствии оснований для прекращения выплаты пособия с более ранней даты, предусмотренных абзацем первым части 4 и частью 5 статьи 8 Закона Саратовской области «О пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области») на основании документов, содержащихся в личных делах получателей пособия, без представления получателями пособия заявления о продлении выплаты пособия. При возобновлении выплаты пособия получателям пособия выплачиваются не полученные ими суммы пособия за все время, в течение которого выплата пособия была приостановлена.

    Более подробно с мерами государственной поддержки граждан и организаций можно ознакомиться на сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее – Управление) по ссылке https://to64.minjust.ru/ru/covid-19, где можно найти обобщенную информацию, размещенную на официальных Интернет-ресурсах Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

    В рамках реализации контрольно-надзорных полномочий в отношении некоммерческих организаций Управление информирует о следующих изменениях законодательства Российской Федерации, направленных на защиту прав организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» из Плана проверок некоммерческих организаций на 2020 год Управлением исключено 45 некоммерческих организаций. Соответствующая информация об исключении проверок из Плана на 2020 год направлена в адрес некоммерческих организаций и размещена на сайте Управления. С Планом проверок на 2020 год и внесенными в него изменениями можно ознакомиться на сайте Управления по ссылке https://to64.minjust.ru/ru/plan2020.

    Также одной из дополнительные мер, направленных на защиту прав некоммерческих организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, является продление срока предоставления некоммерческими организациями отчетности до 01.06.2020 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2020 № 505 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212».

  • 07 ноября 2019 года в помещении Саратовской областной нотариальной палаты состоялось заседание Комиссии по приему экзамена у лиц, претендующих на должность стажера

    К экзамену для выявления уровня подготовки лиц, претендующих на должность стажера (далее – экзамен) допущены 35 претендентов:

    1. Уварова Юлия Алексеевна, 07.02.1996 г.р.
    2. Шавенко Анастасия Алексеевна, 18.12.1994 г.р.
    3. Луконина Александра Викторовна, 26.06.1986 г.р.
    4. Алменова Динара Жафяровна, 02.11.1987 г.р.
    5. Дремлюга Алексей Михайлович, 25.03.1986 г.р.
    6. Сенкин Александр Сергеевич, 25.06.1990 г.р.
    7. Степанов Виталий Владимирович, 09.02.1975 г.р.
    8. Вавилова Ирина Владимировна, 12.10. 1996 г.р.
    9. Янбеков Марат Жамилевич, 21.01.1987 г.р.
    10. Беспалова Мария Владимировна, 20.09.1995 г.р.
    11. Хрусталев Юрий Владимирович, 18.01.1994 г.р.
    12. Слинько Татьяна Сагитовна, 28.01.1985 г.р.
    13. Оганан Эмма Григорьевна,08.11.1990 г.р.
    14. Ильенко Светлана Станиславовна, 19.06.1984 г.р.
    15. Абдуллаева Ангелина Андреевна, 14.09.1994 г.р.
    16. Мушарапова Рината Шамильевна, 28.07.1992 г.р.
    17. Панина Екатерина Алексеевна, 02.02.1992 г.р.
    18. Чхитаури Елена Владимировна, 13.01.1972 г.р.
    19. Михальчев Дмитрий Анатольевич, 13.11.1976 г.р.
    20. Носков Вячеслав Александрович, 25.02.1972 г.р.
    21. Ряснянская Дарья Игоревна, 24.09.1986 г.р.
    22. Савина Анна Вячеславовна, 18.11.1983 г.р.
    23. Чудасова Анастасия Владимировна,16.06.1994 г.р.
    24. Гаврилов Александр Сергеевич, 01.02.1995 г.р.
    25. Глебова Анжелика Радиковна, 20.09.1991 г.р.
    26. Горбушина Анжелика Петровна, 19.11.1981 г.р.
    27. Татьянина Ирина Александровна, 19.09.1983 г.р.
    28. Тарабрин Денис Геннадьевич,02.09.1989 г.р.
    29. Белолипцева Вера Викторовна, 24.05.1978 г.р.
    30. Нидзиева Наталья Николаевна, 25.11.1983 г.р.
    31. Гринько Елена Владимировна, 29.09.1989 г.р.
    32. Воронова Галина Анатольевна, 23.08.1973 г.р.
    33. Кузьмин Ильнур Алиевич, 12.09.1987 г.р.
    34. Болгова Татьяна Александровна, 14.10.1982 г.р.
    35. Шип Алия Рашидовна, 22.10.1983 г.р.

    Из них не явились:

    - Уварова Юлия Алексеевна, 07.02.1996 г.р.
    - Абдуллаева Ангелина Андреевна, 14.09.1994 г.р.
    - Михальчев Дмитрий Анатольевич, 13.11.1976 г.р.
    - Савина Анна Вячеславовна, 18.11.1983 г.р.
    - Нидзиева Наталья Николаевна, 25.11.1983 г.р.
    - Гринько Елена Владимировна, 29.09.1989 г.р.
    - Шип Алия Рашидовна, 22.10.1983 г.р.

    По результатам проведения экзамена наибольшее количество баллов набрали следующие претенденты:

    1. Татьянина Ирина Александровна, 19.09.1983 г.р.
    2. Сенкин Александр Сергеевич, 25.06.1990 г.р.
    3. Мушарапова Рината Шамильевна, 28.07.1992 г.р.
    4. Гаврилов Александр Сергеевич, 01.02.1995 г.р.
    5. Горбушина Анжелика Петровна, 19.11.1981 г.р.
    6. Шавенко Анастасия Алексеевна, 18.12.1994 г.р.
    7. Алменова Динара Жафяровна, 02.11.1987 г.р.
    8. Воронова Галина Анатольевна, 23.08.1973 г.р.
    9. Вавилова Ирина Владимировна, 12.10. 1996 г.р.
    10. Ильенко Светлана Станиславовна, 19.06.1984 г.р.
    11. Чхитаури Елена Владимировна, 13.01.1972 г.р.
    12. Носков Вячеслав Александрович, 25.02.1972 г.р.
    13. Беспалова Мария Владимировна, 20.09.1995 г.р.
    14. Луконина Александра Викторовна, 26.06.1986 г.р.
    15. Болгова Татьяна Александровна, 14.10.1982 г.р.

      В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.06.2015 № 151 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» (далее – Порядок) лицам, успешно сдавшим экзамен для выявления уровня подготовки лиц, претендующих на должность стажера необходимо явиться в Саратовскую областную нотариальную палату для заключения трудового договора по постоянному месту работы.

      О дате заключения договора будет сообщено дополнительно.
      Для заключения трудового договора при себе необходимо будет иметь подлинники и копии следующих документов:
    -паспорт;
    -трудовая книжка;
    -диплом с приложением;
    -военный билет или иной документ воинского учета (например, приписное свидетельство);
    -СНИЛС;
    -ИНН;
    -справка о доходах по форме 2-НДФЛ (при наличии детей до 18 лет и до 24 лет если учатся на дневном отделении);
    -документ о семейном положении (свидетельство о браке, свидетельство о рождении при наличии детей, справка об инвалидности ближних родственников и т.п.).
    - фотография (3*4).

Издательский центр
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2020
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2020
Право каждого — № 1 (71) 2020
Нотариальный вестник — № 04-05 (Апрель-Май) 2020
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2020
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2020
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2019
Нотариальный вестник — № 11 (Ноябрь) 2019
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2019

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.