Актуальные новости

    Распечатать

Нотариат России практически полностью перешел на небюджетную основу

Развитие исторически эффективной модели небюджетного нотариата постепенно вытеснило анахроничную и малоэффективную модель «государственного нотариата». Недавно последние три государственных нотариуса Хабаровского края были назначены на должности нотариусов, занимающихся частной практикой. Об этом в ходе онлайн пресс-конференции «Нотариат 2020: электронные форматы и возможности для помощи в условиях пандемии» сообщил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. На сегодняшний день в России осталось только две должности государственных нотариусов — на территории Чукотского автономного округа, причем одна из них так и не была заполнена. 

Тем самым в последние шесть лет в нашей стране последние считанные единицы «государственных» нотариусов из почти 8000 действующих нотариальных контор перешли на работу на небюджетной основе. Причиной, по которой в России оставались должности государственных нотариусов, была невозможность содержать самофинансировать работу нотариальной конторы в труднодоступных и малонаселенных местностях, где совершается мало нотариальных действий, а расходы велики.. 

Напомним, что в настоящий момент в Российской Федерации, как в европейских и других странах т.н. «континентальной правовой системы», действует небюджетный, то есть частнопрактикующий нотариат латинского типа. Это означает, что нотариус осуществляет свою публично-правовую функцию от имени государства, то есть совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации, но при этом он полностью обеспечивает свою деятельность на принципах самофинансирования, без каких-либо бюджетных затрат. При этом небюджетный нотариус действует объективно и независимо, в интересах защиты прав граждан и законных интересов собственника. Нотариус не является предпринимателем, так как может взимать только установленные законом тарифы и оплату услуг правового и технического характера, и не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью. Очень важно, что небюджетный нотариус несет полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, то есть если по его вине был причинен ущерб, то нотариус полностью возмещает его, для этого существует многоступенчатая система профессионального страхования. Получить статус нотариуса очень сложно — помимо долгой системы обучения, стажировки, работы в качестве помощника нотариуса и сдачи нескольких ступеней квалификационных экзаменов, существует строгое квотирование количества должностей нотариусов, и назначение на должность происходит в результате конкурса.

Именно это и дает такие преимущества для гарантий законности гражданского оборота в обществе, где действует небюджетная модель нотариата. Государственные нотариусы не предоставляли имущественных гарантий, не имели гарантий объективности и непредвзятости в своих действиях, более того — они не имели доступа к Единой информационной системе нотариата, которая в т.ч. осуществляет цифровое взаимодействие нотариусов с государственными органами. То есть риск оспариваемости сделок, удостоверенных в конторах государственных нотариусов был намного выше. Именно поэтому переход всех нотариальных контор России на небюджетную основу так значим для российского правового поля. 

Чтобы обеспечить всех граждан страны квалифицированной юридической помощью, все эти годы Федеральной нотариальной палатой велась серьезная работа Была разработана и сейчас выполняется Целевая комплексная программа оказания помощи нотариусам, работающим в труднодоступных и малонаселенных областях, то есть за счет средств самого нотариата финансируется деятельность нотариусов в таких регионах. 

Константин Корсик подчеркнул, что благодаря этому «нотариальная помощь становится еще ближе для граждан даже в удаленных уголках. Возможность в любой момент обратиться к нотариусу — квалифицированному юристу, действующему объективно и независимо, отвечающему за свою работу, дает гражданам гарантию соблюдения их прав и законных интересов при совершении ими юридически значимых действий».

За время существования программы нотариату удалось решить целый ряд вопросов, связанных с обеспечением правовой помощью жителей удаленных регионов страны. Были выделены средства на приобретение, аренду и содержание помещений контор, расположенных на территории труднодоступных районов, организованы регулярные выезды нотариусов как в рамках закрепленных нотариальных округов, так и на прилегающие территории. Благодаря программе успешно решен вопрос с организацией пунктов временного пребывания нотариуса в ходе долгосрочных выездов, предоставлено специальное транспортное оснащение.

Другие материалы по теме

В эфире «Вести ФМ» рассказали о новом сервисе нотариата по розыску наследства

Нотариальные «электронные доверенности» входят в повседневный оборот

Подлежит проверке: онлайн-сервис нотариата убережет от фальшивых доверенностей

Поделиться
  • Меры поддержки граждан и организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

    В условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции государством реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, профилактику и лечение заболевания, а также социально-экономическую поддержку граждан и организаций, отраслей российской экономики. На федеральном и региональном уровне разрабатываются и принимаются законодательные пакеты, предусматривающие меры по поддержке доходов населения, малого и среднего бизнеса, отраслей экономики, признанных наиболее пострадавшими из-за распространения коронавирусной инфекции, фармацевтического и медицинского производства, системообразующих предприятий, а также меры, направленные на снижение административной нагрузки и непроизводительных издержек бизнеса.

    Прежде всего, значительное внимание уделяется вопросам поддержки доходов населения, имеющих детей. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 № 652 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 09.04.2020 № 474» определен порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 01.04.2017 по 01.01.2020, и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет. В частности, ежемесячная выплата в размере 5000 рублей будет предоставлена за апрель – июнь 2020 года лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что такое право возникло у них до 01.07.2020, а также гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 01.04.2017 по 01.01.2020, на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство Российской Федерации. На федеральном уровне также приняты и другие нормативные правовые акты, направленные на поддержку граждан и организаций.

    На территории Саратовской области также принимаются нормативные правовые акты, направленные на поддержку семей с детьми. Так, согласно Закону Саратовской области от 23.04.2020 № 31-ЗСО «Об особенностях выплаты пособия на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области, и сохранения статуса многодетной семьи» выплата пособия продлевается или возобновляется по 31.10.2020 (при отсутствии оснований для прекращения выплаты пособия с более ранней даты, предусмотренных абзацем первым части 4 и частью 5 статьи 8 Закона Саратовской области «О пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области») на основании документов, содержащихся в личных делах получателей пособия, без представления получателями пособия заявления о продлении выплаты пособия. При возобновлении выплаты пособия получателям пособия выплачиваются не полученные ими суммы пособия за все время, в течение которого выплата пособия была приостановлена.

    Более подробно с мерами государственной поддержки граждан и организаций можно ознакомиться на сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее – Управление) по ссылке https://to64.minjust.ru/ru/covid-19, где можно найти обобщенную информацию, размещенную на официальных Интернет-ресурсах Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

    В рамках реализации контрольно-надзорных полномочий в отношении некоммерческих организаций Управление информирует о следующих изменениях законодательства Российской Федерации, направленных на защиту прав организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» из Плана проверок некоммерческих организаций на 2020 год Управлением исключено 45 некоммерческих организаций. Соответствующая информация об исключении проверок из Плана на 2020 год направлена в адрес некоммерческих организаций и размещена на сайте Управления. С Планом проверок на 2020 год и внесенными в него изменениями можно ознакомиться на сайте Управления по ссылке https://to64.minjust.ru/ru/plan2020.

    Также одной из дополнительные мер, направленных на защиту прав некоммерческих организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, является продление срока предоставления некоммерческими организациями отчетности до 01.06.2020 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2020 № 505 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212».

  • 07 ноября 2019 года в помещении Саратовской областной нотариальной палаты состоялось заседание Комиссии по приему экзамена у лиц, претендующих на должность стажера

    К экзамену для выявления уровня подготовки лиц, претендующих на должность стажера (далее – экзамен) допущены 35 претендентов:

    1. Уварова Юлия Алексеевна, 07.02.1996 г.р.
    2. Шавенко Анастасия Алексеевна, 18.12.1994 г.р.
    3. Луконина Александра Викторовна, 26.06.1986 г.р.
    4. Алменова Динара Жафяровна, 02.11.1987 г.р.
    5. Дремлюга Алексей Михайлович, 25.03.1986 г.р.
    6. Сенкин Александр Сергеевич, 25.06.1990 г.р.
    7. Степанов Виталий Владимирович, 09.02.1975 г.р.
    8. Вавилова Ирина Владимировна, 12.10. 1996 г.р.
    9. Янбеков Марат Жамилевич, 21.01.1987 г.р.
    10. Беспалова Мария Владимировна, 20.09.1995 г.р.
    11. Хрусталев Юрий Владимирович, 18.01.1994 г.р.
    12. Слинько Татьяна Сагитовна, 28.01.1985 г.р.
    13. Оганан Эмма Григорьевна,08.11.1990 г.р.
    14. Ильенко Светлана Станиславовна, 19.06.1984 г.р.
    15. Абдуллаева Ангелина Андреевна, 14.09.1994 г.р.
    16. Мушарапова Рината Шамильевна, 28.07.1992 г.р.
    17. Панина Екатерина Алексеевна, 02.02.1992 г.р.
    18. Чхитаури Елена Владимировна, 13.01.1972 г.р.
    19. Михальчев Дмитрий Анатольевич, 13.11.1976 г.р.
    20. Носков Вячеслав Александрович, 25.02.1972 г.р.
    21. Ряснянская Дарья Игоревна, 24.09.1986 г.р.
    22. Савина Анна Вячеславовна, 18.11.1983 г.р.
    23. Чудасова Анастасия Владимировна,16.06.1994 г.р.
    24. Гаврилов Александр Сергеевич, 01.02.1995 г.р.
    25. Глебова Анжелика Радиковна, 20.09.1991 г.р.
    26. Горбушина Анжелика Петровна, 19.11.1981 г.р.
    27. Татьянина Ирина Александровна, 19.09.1983 г.р.
    28. Тарабрин Денис Геннадьевич,02.09.1989 г.р.
    29. Белолипцева Вера Викторовна, 24.05.1978 г.р.
    30. Нидзиева Наталья Николаевна, 25.11.1983 г.р.
    31. Гринько Елена Владимировна, 29.09.1989 г.р.
    32. Воронова Галина Анатольевна, 23.08.1973 г.р.
    33. Кузьмин Ильнур Алиевич, 12.09.1987 г.р.
    34. Болгова Татьяна Александровна, 14.10.1982 г.р.
    35. Шип Алия Рашидовна, 22.10.1983 г.р.

    Из них не явились:

    - Уварова Юлия Алексеевна, 07.02.1996 г.р.
    - Абдуллаева Ангелина Андреевна, 14.09.1994 г.р.
    - Михальчев Дмитрий Анатольевич, 13.11.1976 г.р.
    - Савина Анна Вячеславовна, 18.11.1983 г.р.
    - Нидзиева Наталья Николаевна, 25.11.1983 г.р.
    - Гринько Елена Владимировна, 29.09.1989 г.р.
    - Шип Алия Рашидовна, 22.10.1983 г.р.

    По результатам проведения экзамена наибольшее количество баллов набрали следующие претенденты:

    1. Татьянина Ирина Александровна, 19.09.1983 г.р.
    2. Сенкин Александр Сергеевич, 25.06.1990 г.р.
    3. Мушарапова Рината Шамильевна, 28.07.1992 г.р.
    4. Гаврилов Александр Сергеевич, 01.02.1995 г.р.
    5. Горбушина Анжелика Петровна, 19.11.1981 г.р.
    6. Шавенко Анастасия Алексеевна, 18.12.1994 г.р.
    7. Алменова Динара Жафяровна, 02.11.1987 г.р.
    8. Воронова Галина Анатольевна, 23.08.1973 г.р.
    9. Вавилова Ирина Владимировна, 12.10. 1996 г.р.
    10. Ильенко Светлана Станиславовна, 19.06.1984 г.р.
    11. Чхитаури Елена Владимировна, 13.01.1972 г.р.
    12. Носков Вячеслав Александрович, 25.02.1972 г.р.
    13. Беспалова Мария Владимировна, 20.09.1995 г.р.
    14. Луконина Александра Викторовна, 26.06.1986 г.р.
    15. Болгова Татьяна Александровна, 14.10.1982 г.р.

      В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.06.2015 № 151 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» (далее – Порядок) лицам, успешно сдавшим экзамен для выявления уровня подготовки лиц, претендующих на должность стажера необходимо явиться в Саратовскую областную нотариальную палату для заключения трудового договора по постоянному месту работы.

      О дате заключения договора будет сообщено дополнительно.
      Для заключения трудового договора при себе необходимо будет иметь подлинники и копии следующих документов:
    -паспорт;
    -трудовая книжка;
    -диплом с приложением;
    -военный билет или иной документ воинского учета (например, приписное свидетельство);
    -СНИЛС;
    -ИНН;
    -справка о доходах по форме 2-НДФЛ (при наличии детей до 18 лет и до 24 лет если учатся на дневном отделении);
    -документ о семейном положении (свидетельство о браке, свидетельство о рождении при наличии детей, справка об инвалидности ближних родственников и т.п.).
    - фотография (3*4).

Издательский центр
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2020
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2020
Право каждого — № 1 (71) 2020
Нотариальный вестник — № 04-05 (Апрель-Май) 2020
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2020
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2020
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2019
Нотариальный вестник — № 11 (Ноябрь) 2019
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2019

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.