Актуальные новости

    Распечатать

Нотариат готов создать новый юридически значимый ресурс — реестр недееспособных лиц

Нотариату могут поручить вести еще один социально значимый реестр. В Госдуму внесен законопроект, который призван защитить права и законные интересы участников правоотношений, где в качестве одной из сторон выступает недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин.

Речь идет о создании реестра недееспособных лиц в рамках Единой информационной системы нотариата. Такой реестр призван стать единой централизованной базой данных с гарантированно достоверными и актуальными сведениями о фактах признания тех или иных граждан недееспособными или ограниченно дееспособными.

Напомним, что на данный момент судебное решение о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным фиксируется в ЕГРН в качестве дополнительных сведений о правообладателе того или иного объекта недвижимого имущества. Однако, как показывает практика, действующий механизм учета таких данных является недостаточно эффективным.

Прежде всего, доступ к таким сведениям имеет ограниченный круг лиц. То есть, например, рядовой гражданин, участвующий в сделке купли-продажи недвижимости, может убедиться в дееспособности второй стороны договора только через нотариуса. Если же сделка совершается в простой письменной форме, то факт дееспособности остается непроверенным. Кроме того, поиск информации в ЕГРН о дееспособности того или иного лица ведется относительно объекта права (например, квартиры), а не субъекта — самого человека. Получается, что если у недееспособного гражданина на момент внесения информации о нем в базу данных нет в собственности недвижимости, сведения об особенностях его психического здоровья вообще нигде не фиксируются. Кроме того, в ЕГРН не вносится важная с правовой точки зрения информация об опекунах и попечителях.

Потребность в оперативном установлении факта дееспособности того или иного лица возникает при решении целого ряда вопросов — от способности лица самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки до возможности призвать его к ответственности за причиненный вред. С необходимостью проверить гражданина на предмет дееспособности регулярно сталкиваются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии, органы управления государственных внебюджетных фондов, адвокаты и, конечно, нотариусы. Законопроект должен решить все эти проблемы путем создания специализированного реестра недееспособных лиц.

Оператором предполагаемого реестра должна стать Федеральная нотариальная палата. Помимо того, что нотариусы в силу своих законных полномочий будут выступать ключевыми пользователями реестра, именно у нотариата есть большой и успешный опыт ведения реестров, содержащих юридически значимую информацию, в рамках Единой информационной системы нотариата (ЕИС).

Яркий пример — созданный ФНП реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который успешно действует уже более пяти лет. За это время этот цифровой реестр стал востребованным инструментом обеспечения прав участников залоговых отношений — причем как граждан, так и юридических лиц. Ежегодно возможностью бесплатно проверить кредитную чистоту движимого имущества на интернет-портале ФНП пользуются миллионы россиян, что в том числе позволяет предотвращать умышленное сокрытие факта залога и дальнейшие махинации на его основе.

Кроме того, нотариат выступает полноправным партнером электронного правительства в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В этом ключе ЕИС нотариата также является надежным поставщиком юридически важных сведений для государственных и муниципальных органов.

Что немаловажно, имеющийся у ФНП опыт создания и ведения публичных реестров позволит осуществить разработку, внедрение и дальнейшее ведение реестра недееспособных или ограниченно дееспособных лиц с соблюдением требований законодательства в области персональных данных и защиты информации. Еще один очевидный плюс для государства, — наделение ФНП функциями оператора такого реестра не повлечет каких-либо расходов бюджетных средств. Создание и ведение реестра недееспособных лиц, как и всех остальных реестров нотариата, будет осуществляться только за счет средств Федеральной нотариальной палаты.

«Создание реестра недееспособных лиц — крайне полезная инициатива, направленная на повышение безопасности и стабильности гражданского оборота. Нотариат уже не раз доказал, что способен самостоятельно создавать эффективные механизмы регистрации юридически значимых сведений, роль которых многократно возрастает в условиях цифровой экономики, и Единая информационная система нотариата обеспечивает надежную базу для работы таких реестров», — отмечает глава Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Пренебрежение проверкой факта дееспособности гражданина, решившего совершить юридически значимое действие, приводит к правовым конфликтам и необходимости решать их в судебном порядке. Наиболее очевидно это прослеживается на примере совершения сделок. Например, если контрагент не знал о недееспособности лица, такая сделка может быть признана ничтожной со всеми вытекающими последствиями. С проблемами в рамках заключения сделки может столкнуться и сам недееспособный гражданин, поскольку в силу заболевания он не способен осознавать характер сделки, оценивать выгодность или невыгодность ее условий, сопоставлять реальные последствия сделки со своими личными ожиданиями и т.д. Такими психическими особенностями человека могут воспользоваться недобросовестные лица, выступающие в качестве контрагентов по сделке. Все это влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан и негативно сказывается на стабильности гражданского оборота.

Кроме того, неполнота информации о дееспособности одной из сторон договора приводит к тому, что совершенные сделки и иные юридически значимые действия находятся под угрозой признания их недействительными, что в свою очередь приводит к правовым конфликтам и дополнительной нагрузке на суды.

При этом именно нотариус является единственным профессиональным участником гражданского оборота, на которого законом возложена обязанность по проверке дееспособности сторон сделки. Дееспособность гражданина выясняется нотариусом, исходя из его возраста, а также из способности гражданина понимать значение своих действий и руководить ими. Наряду с проверкой документов и запросами в государственные реестры нотариус самостоятельно оценивает поведение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, путем визуальной оценки, проведения беседы, постановки уточняющих вопросов и т.д.

Добавим, что с точки зрения закона недееспособным судом может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. В свою очередь, статус «ограниченно дееспособный» может получить человек, который, к примеру, злоупотребляет спиртным или наркотиками, и тем самым ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

При этом как ограниченно дееспособные, так и недееспособные граждане сохраняют за собой так называемую правоспособность. То есть они, как и другие люди, могут владеть имуществом на праве собственности, наследовать и завещать его, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, избирать место жительства, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Единственное отличие здесь заключается в том, что любые юридически значимые действия от имени недееспособного лица совершает опекун. А над ограниченно дееспособным гражданином устанавливается попечительство, и в силу закона ему запрещается совершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых, без согласия такого попечителя.

Поделиться
  • Меры поддержки граждан и организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

    В условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции государством реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, профилактику и лечение заболевания, а также социально-экономическую поддержку граждан и организаций, отраслей российской экономики. На федеральном и региональном уровне разрабатываются и принимаются законодательные пакеты, предусматривающие меры по поддержке доходов населения, малого и среднего бизнеса, отраслей экономики, признанных наиболее пострадавшими из-за распространения коронавирусной инфекции, фармацевтического и медицинского производства, системообразующих предприятий, а также меры, направленные на снижение административной нагрузки и непроизводительных издержек бизнеса.

    Прежде всего, значительное внимание уделяется вопросам поддержки доходов населения, имеющих детей. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 № 652 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 09.04.2020 № 474» определен порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 01.04.2017 по 01.01.2020, и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет. В частности, ежемесячная выплата в размере 5000 рублей будет предоставлена за апрель – июнь 2020 года лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что такое право возникло у них до 01.07.2020, а также гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 01.04.2017 по 01.01.2020, на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство Российской Федерации. На федеральном уровне также приняты и другие нормативные правовые акты, направленные на поддержку граждан и организаций.

    На территории Саратовской области также принимаются нормативные правовые акты, направленные на поддержку семей с детьми. Так, согласно Закону Саратовской области от 23.04.2020 № 31-ЗСО «Об особенностях выплаты пособия на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области, и сохранения статуса многодетной семьи» выплата пособия продлевается или возобновляется по 31.10.2020 (при отсутствии оснований для прекращения выплаты пособия с более ранней даты, предусмотренных абзацем первым части 4 и частью 5 статьи 8 Закона Саратовской области «О пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области») на основании документов, содержащихся в личных делах получателей пособия, без представления получателями пособия заявления о продлении выплаты пособия. При возобновлении выплаты пособия получателям пособия выплачиваются не полученные ими суммы пособия за все время, в течение которого выплата пособия была приостановлена.

    Более подробно с мерами государственной поддержки граждан и организаций можно ознакомиться на сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее – Управление) по ссылке https://to64.minjust.ru/ru/covid-19, где можно найти обобщенную информацию, размещенную на официальных Интернет-ресурсах Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

    В рамках реализации контрольно-надзорных полномочий в отношении некоммерческих организаций Управление информирует о следующих изменениях законодательства Российской Федерации, направленных на защиту прав организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» из Плана проверок некоммерческих организаций на 2020 год Управлением исключено 45 некоммерческих организаций. Соответствующая информация об исключении проверок из Плана на 2020 год направлена в адрес некоммерческих организаций и размещена на сайте Управления. С Планом проверок на 2020 год и внесенными в него изменениями можно ознакомиться на сайте Управления по ссылке https://to64.minjust.ru/ru/plan2020.

    Также одной из дополнительные мер, направленных на защиту прав некоммерческих организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, является продление срока предоставления некоммерческими организациями отчетности до 01.06.2020 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2020 № 505 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212».

  • 07 ноября 2019 года в помещении Саратовской областной нотариальной палаты состоялось заседание Комиссии по приему экзамена у лиц, претендующих на должность стажера

    К экзамену для выявления уровня подготовки лиц, претендующих на должность стажера (далее – экзамен) допущены 35 претендентов:

    1. Уварова Юлия Алексеевна, 07.02.1996 г.р.
    2. Шавенко Анастасия Алексеевна, 18.12.1994 г.р.
    3. Луконина Александра Викторовна, 26.06.1986 г.р.
    4. Алменова Динара Жафяровна, 02.11.1987 г.р.
    5. Дремлюга Алексей Михайлович, 25.03.1986 г.р.
    6. Сенкин Александр Сергеевич, 25.06.1990 г.р.
    7. Степанов Виталий Владимирович, 09.02.1975 г.р.
    8. Вавилова Ирина Владимировна, 12.10. 1996 г.р.
    9. Янбеков Марат Жамилевич, 21.01.1987 г.р.
    10. Беспалова Мария Владимировна, 20.09.1995 г.р.
    11. Хрусталев Юрий Владимирович, 18.01.1994 г.р.
    12. Слинько Татьяна Сагитовна, 28.01.1985 г.р.
    13. Оганан Эмма Григорьевна,08.11.1990 г.р.
    14. Ильенко Светлана Станиславовна, 19.06.1984 г.р.
    15. Абдуллаева Ангелина Андреевна, 14.09.1994 г.р.
    16. Мушарапова Рината Шамильевна, 28.07.1992 г.р.
    17. Панина Екатерина Алексеевна, 02.02.1992 г.р.
    18. Чхитаури Елена Владимировна, 13.01.1972 г.р.
    19. Михальчев Дмитрий Анатольевич, 13.11.1976 г.р.
    20. Носков Вячеслав Александрович, 25.02.1972 г.р.
    21. Ряснянская Дарья Игоревна, 24.09.1986 г.р.
    22. Савина Анна Вячеславовна, 18.11.1983 г.р.
    23. Чудасова Анастасия Владимировна,16.06.1994 г.р.
    24. Гаврилов Александр Сергеевич, 01.02.1995 г.р.
    25. Глебова Анжелика Радиковна, 20.09.1991 г.р.
    26. Горбушина Анжелика Петровна, 19.11.1981 г.р.
    27. Татьянина Ирина Александровна, 19.09.1983 г.р.
    28. Тарабрин Денис Геннадьевич,02.09.1989 г.р.
    29. Белолипцева Вера Викторовна, 24.05.1978 г.р.
    30. Нидзиева Наталья Николаевна, 25.11.1983 г.р.
    31. Гринько Елена Владимировна, 29.09.1989 г.р.
    32. Воронова Галина Анатольевна, 23.08.1973 г.р.
    33. Кузьмин Ильнур Алиевич, 12.09.1987 г.р.
    34. Болгова Татьяна Александровна, 14.10.1982 г.р.
    35. Шип Алия Рашидовна, 22.10.1983 г.р.

    Из них не явились:

    - Уварова Юлия Алексеевна, 07.02.1996 г.р.
    - Абдуллаева Ангелина Андреевна, 14.09.1994 г.р.
    - Михальчев Дмитрий Анатольевич, 13.11.1976 г.р.
    - Савина Анна Вячеславовна, 18.11.1983 г.р.
    - Нидзиева Наталья Николаевна, 25.11.1983 г.р.
    - Гринько Елена Владимировна, 29.09.1989 г.р.
    - Шип Алия Рашидовна, 22.10.1983 г.р.

    По результатам проведения экзамена наибольшее количество баллов набрали следующие претенденты:

    1. Татьянина Ирина Александровна, 19.09.1983 г.р.
    2. Сенкин Александр Сергеевич, 25.06.1990 г.р.
    3. Мушарапова Рината Шамильевна, 28.07.1992 г.р.
    4. Гаврилов Александр Сергеевич, 01.02.1995 г.р.
    5. Горбушина Анжелика Петровна, 19.11.1981 г.р.
    6. Шавенко Анастасия Алексеевна, 18.12.1994 г.р.
    7. Алменова Динара Жафяровна, 02.11.1987 г.р.
    8. Воронова Галина Анатольевна, 23.08.1973 г.р.
    9. Вавилова Ирина Владимировна, 12.10. 1996 г.р.
    10. Ильенко Светлана Станиславовна, 19.06.1984 г.р.
    11. Чхитаури Елена Владимировна, 13.01.1972 г.р.
    12. Носков Вячеслав Александрович, 25.02.1972 г.р.
    13. Беспалова Мария Владимировна, 20.09.1995 г.р.
    14. Луконина Александра Викторовна, 26.06.1986 г.р.
    15. Болгова Татьяна Александровна, 14.10.1982 г.р.

      В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.06.2015 № 151 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» (далее – Порядок) лицам, успешно сдавшим экзамен для выявления уровня подготовки лиц, претендующих на должность стажера необходимо явиться в Саратовскую областную нотариальную палату для заключения трудового договора по постоянному месту работы.

      О дате заключения договора будет сообщено дополнительно.
      Для заключения трудового договора при себе необходимо будет иметь подлинники и копии следующих документов:
    -паспорт;
    -трудовая книжка;
    -диплом с приложением;
    -военный билет или иной документ воинского учета (например, приписное свидетельство);
    -СНИЛС;
    -ИНН;
    -справка о доходах по форме 2-НДФЛ (при наличии детей до 18 лет и до 24 лет если учатся на дневном отделении);
    -документ о семейном положении (свидетельство о браке, свидетельство о рождении при наличии детей, справка об инвалидности ближних родственников и т.п.).
    - фотография (3*4).

Издательский центр
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2020
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2020
Право каждого — № 1 (71) 2020
Нотариальный вестник — № 04-05 (Апрель-Май) 2020
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2020
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2020
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2019
Нотариальный вестник — № 11 (Ноябрь) 2019
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2019

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.